Биологи из Висконсинского университета в Мэдисоне обнаружили белки, регулирующие процесс старения клеток. Результаты исследования опубликованы в журнале Sten Cells.

К теме Вакцина против рака уже полностью готова к клиническим испытаниям на людях

Сначала ученые получили мезенхимальные стволовые/стромальные клетки (МСК) из синовиальной жидкости человека, которая есть в суставах. Их репрограммировали в индуцированные стволовые клетки и вернули обратно в состояние МСК. Сравнив полученные клетки с оригинальными МСК, которые не были привлечены к эксперименту, ученые заметили, что им удался процесс омоложения.

Мы обнаружили, что активность, связанная с клеточным старением, была ниже в репрограммированных клетках. Это показывает, что мы пустили процесс старения вспять,
– заявил один из авторов исследования Ван Цзю Ди.

Во время второго этапа исследования биологи проанализировали клетки, чтобы найти вызванные изменения в экспрессии генов. Оказалось, что экспрессия белка GATA6 (которая является важной для развития кишечника, легких и сердца) была подавленной в полученных МСК. Поэтому белки sonic hedgehog (которые нужны для эмбрионального развития) и FOXP1 (необходимы для правильного развития мозга, сердца и легких) становились более активными. Таким образом ученым удалось найти ключевой путь механизма, который регулирует клеточное старение и может отвечать за омоложение – GATA6/SHH/FOXP1.

Ученые подтвердили результаты своих исследований изучив экспрессию генов GATA6 в ответ на каждый из четырех факторов Яманака. Это белки, контролирующие синтез мРНК и связанные с основными этапами жизненного цикла клеток. Выяснилось, что OCT4 и KLF4 регулируют активность GATA6.

Выводы исследования:

• Мезенхимальные стволовые/стромальные клетки изменяют свойства после репрограммирования. Это фактически омолаживает клетки.
  • Ученым впервые удалось вернуть процесс старения вспять.
  • Главное достижение ученых – выявление пути, который контролирует клеточное старение.